ФЭНДОМ

Ялпын Уй или Уральский Полоз — легендарное существо, предположительно существовавшее или существующее в приписываемом ему ареале, объект криптозоологии.

ОписаниеПравить

Очень крупная змея неизвестного вида. Размеры змеи варьируются: толщина по диаметру от 6 до 18 см; длина от 1 м 70 см до 16 м (по отдельным свидетельствам до нескольких десятков метров). Светло-серый (на солнце золотистый, стальной) или черный цвета. Голова крупная, «как у сома», с пятном на лбу. На теле зигзагообразный рисунок либо желтые и даже красные пятна. По отдельным свидетельствам на черепе наросты «в виде рожек».

CвидетельстваПравить

XVIII векПравить

Первое свидетельство о появлении на территории России огромных змей было зафиксировано историком 18 века Герардом Миллером. В книге «Описание Сибирского Царства» он отметил, что во время путешествия по Енисею ему довелось повстречаться с аринцем, сообщившим о гибели целого племени от гигантских змей. «Одна была необычайной величины, с большой головой и с телом, блестящим, как золото», - рассказывал Миллеру очевидец, которому удалось спастись, протянув вокруг своей юрты аркан из лошадиного волоса и посыпав землю пеплом.

XIX векПравить

В 1886 году мещанин Иван Шешин из села Никито-Ивдельского (ныне город Ивдель) в своих заметках «О кочевом племени вогул на севере Верхотурского уезда» писал: «По рекам есть у них такие священные места, через которые они никогда не ездят в лодках, не заденут даже шестом дна, а обходят эти места берегом, перетаскивая лодки на себе». В конце своих заметок Шешин упоминает о зубе мамонта и «окаменелости змеи», которые хранятся у него. Что это за змея, автор не уточняет.

В статье «Великий полоз» Борис Казаков пишет о том, что в 1889 году купец Ушаков рассказал в очерке о светлосерой змее с желтыми пятнами на брюхе и боках, которую не раз видели, в том числе переплывающей реку Исеть в трех верстах от села Бобровского, с зайцем во рту, что свидетельствовало о силе этого животного. Длина ее была до 6,5 метра.

Доклад ОшурковаПравить

Доклад К. Ошуркова Уральскому обществу любителей естествознания (УОЛЕ) от 19 февраля 1927 года:

Еще в бытность мою в екатеринбургской гимназии мы, маленькие гимназисты, всегда с вниманием слушали рассказы о прошлом и настоящем Урала, нашего уважаемого учителя Онисима Егоровича Клера, рассказавшего также о существовании в уральских лесах больших змей, которых местное население зовет «полозами» и в наличии которых он, Клер, не сомневается, т.к. совместно с известным зоологом Сабанеевым получил о том подтверждающие данные. В 60-х или 70-х годах некто Лебединский (горный инженер Л.А Лебединский), проезжая на тройке, где-то на Северном Урале увидел пересекающую дорогу огромную змею. Тройка остановилась и стала пятиться. Лебединский вернулся в соседнюю вогульскую деревню и просил вогулов совместно с ним начать преследование змеи. Вогулы отказались: по-видимому, у них змея считалась священной. После долгих расспросов Лебединскому, однако, удалось выяснить местонахождение змеи, и он ее убил, выстрелив дробью в голову. Экземпляр оказался до 8 сажен длины и толщиной с доброе 4-х вершковое бревно. Шкура этого полоза будто бы Лебединским была отправлена в Англию. Приблизительно в 90-х годах Клеру было донесено, что в юго-восточном районе Екатеринбургского уезда появился огромный полоз. Клер выехал по адресу, и оказалось, что змею видели две женщины. Причем одна из них, будучи беременной, во время бегства напоролась в лесу на сук и вскоре умерла от преждевременного выкидыша. В район местонахождения змеи выехали из города охотники Змею не нашли и отправились обратно, расположились станом около деревни Бобровка в 28 км от города. И вот во время мирных охотничьих разговоров и завтрака раздалось свистящее шипение, и охотники увидели приподнятую над сосенками с краю елани белую голову полоза, который, по-видимому, сам решил познакомиться с охотниками. Злые языки говорили, что от неожиданного появления уральского удава один из охотников залез от страха под телегу, другой, помня, что змеи не любят лошадиного пота, надел на себя хомут, а третий хотя и остался на месте, но его настроение было сильно испорчено случившейся с ним медвежьей болезнью. Полоз от стана ушел, оставив характерный для большой змеи след на смятой траве и хвое от брюшных чешуек. Я неоднократно слышал от местных крестьян о следе, оставленном проходившим полозом. Такой след видел по росе на пашне рано утром крестьянин Белоярской волости деревни Боярки Матвей Боярских. След зигзагообразно спускался с пашен в реку Пышму. В любой уральской деревушке можно получить кое-какие сведения о «полозе» и «полозках» Существует мнение, что встреча с полозом опасна для человека Полоз, как и шем-кишке, стремительно бросается на человека и бьет, как говорят, «хоботом»: очевидно, хвостом. Молодой телеграфист почтовой станции Бычков рассказал мне слышанную им историю о гибели рабочего от полоза. «Дело было так: двое заводских рабочих приехали в страдное время на свои покосы, находящиеся в глухом месте в горах Урала. Один остался распрягать лошадь, другой отправился зачем-то в гору, в лес. Вдруг послышался отчаянный крик, и оставшийся крестьянин увидел бегущего с горы товарища, за которым быстро катился свернутый колесом ком, скоро догнавший бегущего — тот упал. Ком, развернувшись, оказался большой змеей, которая быстро уползла в чащу леса. Упавший рабочий умер — то ли от удара хвоста полоза, то ли просто от разрыва сердца». Между прочим, от полоза, по словам местных жителей, возможно спастись, меняя при беге направление. Крестьяне деревни Мартяновой бывшего Кунгурского уезда в двух верстах от деревни, недалеко от дороги, в течение нескольких лет видели небольшого «полозка» толщиною в оглоблю. Он никого не трогал и жил около ямы. После крестьяне завалили яму хворостом и зажгли. Больше «полозка» уже никто не видел. Среди уральцев существует поверье, что следует остерегаться убивать полоза, так как другой полоз найдет и умертвит убийцу! Интересный случай наблюдения за полозом сообщил мне уже упомянутый телеграфист Бычков. Его дядя однажды случайно увидел, как «полоз» проглотил рябчика. По его словам, рябчик сам подлетел к лежащему с поднятой головой полозу. Это случай гипноза птицы, что характерно для змей. Быть может, недалек тот день, когда в распоряжение специалистов будет предоставлен для изучения пока еще оспариваемый coluber trabalis, как назвал уральского удава посетивший эти места знаменитый ученый Паллас. В одной уральской степной деревне Палласом была найдена висящая в избе у крестьянина шкура или выползок огромного экземпляра змеи. Владелец шкуры, несмотря на просьбу Палласа, ее ему не продал.

Ошурков также пишет о том, что в 1925 году рабочие Нижнеисетского завода пытались поймать сетями большую змею, золотистого цвета, с большим пятном на лбу. Змея перепрыгнула через сеть и ушла.

XX векПравить

По данным К.Г. Колясниковой, в начале XX века в лесах близ села Селивановщина Даровского района Кировской области водились необычные змеи, детеныши которых укрывались на деревьях. Ее бабушка вспоминала о том, что в лесу во время дождя грибники рисковали получить себе на голову упавших с ветвей змеенышей. Можно предположить, что ими могли быть водяные ужи, которые, как известно, умеют залезать на деревья. Но, по мнению очевидцев, эти создания отличались большими размерами по сравнению с обычными змеями.

Письмо обществу УОЛЕ помощника лесничего Каслинского лесничества Н.Ф. Кузнецова от 12 апреля 1927 года:

«Рабочий Каслинского завода Свиридов Павел Иванович, 60 лет, занимаясь в Каслинской даче поисками полезных ископаемых, в конце августа месяца 1926 года в урочище Булдымское болото в ясный солнечный день заметил змею необыкновенных размеров, которая располагалась на каменистом холме. Увидев за свою жизнь первый раз змею таких размеров, как рассказывает Свиридов, он от этой встречи пришел в ужас и поспешил поскорее покинуть это место. Величина этой змеи, как он говорит, по длине аршин 6 и по толщине около головы вершка три. По цвету же точно определить, серая она или черная, Свиридову не удалось. Весной 1924 года, будучи с группой рабочих в числе 54 человек на тушении лесного пожара в районе озера Сунгуль в Каслинской даче, мы по ликвидации указанного пожара пришли на берег Сунгуля с целью после работы вымыться и увидели следующую картину: по самой средине озера плыло какое-то животное и над поверхностью воды была видна лишь его голова. При движении от него отходили бурные волны. Все рабочие пришли к заключению, что плывущее животное — не что иное, как полоз».

Далее автор письма сообщает, что находящиеся на озере рыбаки, завидя движущееся по озеру животное, поспешили причалить к берегам.

Исследователь манси Валерий Чернецов сделал описание Яплпын Уя в тридцатые годы XX века со слов охотников-манси:

Называют ее охотники ялпин уй, «священный зверь», и напоминает она, по их мнению, ящерицу. Длина ее до 7—8 саженей (до 16 метров), толщиной в руку, красно-бурого цвета с зигзагообразным рисунком. Живет в воде и близ нее, спит не на земле, а только на дереве. После ее ночевок на нем остаются следы от чешуи. Услышать эту змею можно весной. Звуки, издаваемые животным, похожи на крик утки или на капание воды: «Неч, неч». Живет на Оби, в верховьях Сосьвы, в районе Руссуя и Ниль-танг-пауля. Подобных рептилий было в то время так много, что погибшие змеи хранились у охотников в Нильтанг-пауле в бочках. Тем не менее манси считали, что ялпин уй не умирает, а превращается в камень аммонит.

По сообщениям других исследователей в озере Турват живет существо метров 6 длины. В ясные, солнечные дни он всплывает на поверхность озера и тогда «блестит как серебро». Турват — священное озеро местных манси, а рядом с озером есть молебная гора Ялпын нер. В июне вогулы обычно проводили там свои языческие богослужения. Просили священное животное оберегать их землю. Исследователи религии манси И.Н. Гемуев и A.M. Сагалаев пишут, что в глубоководном озере Ялпын-тур (Ханты-Мансийский автономный округ) в середине сороковых XX века манси (вогулы) видели ялпын уя. Правда, ему приписывают образ то крокодила, то огромной щуки. В двухстах километрах от Ивделя по реке Лусум (Лозьва) живут манси, которые хранят предания о том, что когда-то в реке жил похожий на змею с рогами речной людоед. И по сей день, в тех местах манси поклоняются Хул-хуринг-ойке — Старику, подобному рыбе, хозяину местных людей, рыбы, зверя.

По информации, приведенной Борисом Казаковым, в конце 50-х годов XX века на озере Аргази (Челябинская область) обитал черный полоз длиной около пятидесяти (?) метров, а в одном из торфяных болот Ильменского заповедника, расположенного в той же области, в 1940 году видели огромную змею.

Следующая встреча произошла летом 1961 года недалеко от озера Большое Миассово. Его обнаружила местная женщина. Вот что она рассказала: «Голова больше, чем у сома, туловище с толстое дерево, серого цвета, метров восемь будет». В отличие от других очевидцев, женщина не испугалась, не убежала, а стала бросать в чудище камнями. В конце концов тот уполз восвояси. Рассказ пчеловода Василия Пилатникова: «На берегу реки Изяка у нас водится гигантский полоз. При весеннем паводке подмытые берега обваливаются, образуя щели. В этих щелях и жил наш полоз, он имел окраску черную, тело его плоское, в виде ленты, а не как у других пресмыкающихся. И вот один раз прибежал запыхавшийся пастух и кричит: "Дедушка Василий, идем скорее к табуну, и ты увидишь, кто твою корову доит". Мы прибежали, и я вижу: моя буренка стоит в стороне, ноги ее обвиты черной лентой, этой же лентой обвито ее вымя. Увидев людей, удав отцепился от коровы и быстро уполз к берегу реки».

У города Полевской, встречи с необычными крупными змеями происходили и во второй половине XX века. Вот как описал встречу с необычным животным близ речки Полевой житель Полевского Владимир Николаевич Суренков: «Событие, о котором рассказываю, произошло в шестидесятых годах, мне было лет четырнадцать Вот тогда-то и увидел то, чего так до пятидесяти пяти лет более не видел. На большущем камне-плитняке, невесть откуда взявшемся у подножия горы, лежала и грелась змея. Змея лежала шаньгой, свернувшись спиралью, а на теле лежала голова и смотрела на меня, уставилась не мигая. Первое, меня поразили ее глаза. Глаза были большие, выразительные, человеческие. Цвет тела, плохо помню, неяркий, серый, с большими пятнами, чуть более темными. Она стала, это я запомнил, как фотоаппарат, не отрываясь взглядом от меня, раскручивать спираль, и поползла от меня, почти переливаясь, как вода, за каменную грань, в траву. Змея была примерно метр семьдесят в длину. Змей видел всевозможных расцветок и размеров, но такой ни ранее ни до сих пор больше не видел».

В Курганской области до 1980-х гг были сообщения очевидцев о встречах с этой змеёй. Последний случай был в 1985 г. Таксаторы, проводившие съёмку лесов Тебенякского лесничества, на реке Нияп убили змею длиной 1 м. 96 см.

Геннадий Петров из поселка Артемейково Ачитского района рассказывал, что и сегодня на территории Свердловской области близ рек и озер можно встретить огромную змею черного цвета с бурыми и желтыми пятнами. Ночует она, в основном, на деревьях – после нее остаются следы от отростков на теле; нередко поедают себе подобных. В длину достигает от двух до 16 метров. Встретить ее – к беде, что и неудивительно, ведь пресмыкающийся монстр имеет обыкновение нападать и убивать, при этом заглатывая жертвы.